БЛУДНЫЙ СЫН ИЕРОНИМА БОСХА

30.10.2018 0 4c065 ca00ad6a XL1 200x200 БЛУДНЫЙ СЫН ИЕРОНИМА БОСХА

 

 

 

Примерно в 1510 году нидерландский художник Иероним Босх написал «Блудного сына», но это было не возвращение в отчий дом и горький и радостный плач и объятия, к которым привычен современный зритель, а сцена обдуманного и воплощенного ухода из беспутной жизни.

********

Как и прочие творения Босха, «Блудный сын» построен на символах и намеках; к сожалению, сегодня мы не пользуемся сложной системой знаков и аллегорий, присущей средневековью, поэтому до полного понимания Босховских загадок нам очень далеко. Мы можем только догадываться, но Босх — это настоящая зарядка для ума и тренировка логики. Итак… Что покидает Странник Босха?.. И что ждет его впереди? Посмотрим внимательнее и прочтем историю, рассказанную кистью великого Иеронима.

Дом, из которого навсегда уходит странник Иеронима Босха — это, скорее всего, грязная таверна, злачное место. На это указывают сразу несколько признаков — вывеска с белым лебедем, раскрытые в темноту двери, в которых зритель видит милующуюся парочку, оконные стекла, замысловато образующие бокал с вливающимся в него вином и что-то похожее на игральные кости.

Женщина в окне глядит вослед путнику, и в её лице можно прочесть (или угадать, зная сюжет?) богатую гамму чувств — от глубокой печали до зависти — оторваться от распутной жизни и уйти в жизнь ИНУЮ — это Поступок, требующий моральных сил и хотя бы искры веры в лучшее… У нее нет ни того, ни другого. Лицо испещрено морщинами, глаза потухшие; годы, проведенные здесь, лишили её надежд и воли.

Некоторые посетители не гнушаются справлять нужду прямо за углом… Этим Босх показывает нам, что покинутый путником дом грязен не только изнутри, но и снаружи. Люди, живущие в нем, люди, приходящие в него… никто не уважает этих стен и хозяев — видимо от того, что они и не достойны уважения.

30.10.2018 0 4c066 ebe6eaa3 XXL 200x283 БЛУДНЫЙ СЫН ИЕРОНИМА БОСХА

 

Интересно, что у входа в клетку усажена сорока, а из верхнего окна свисают подштанники или рубаха.

У средневековых христиан сорока обозначала распутный образ жизни и её появление, как считалось, предвещало неудачи и смерть.

У Брейгеля, к примеру, сороки и вовсе сидели на виселицах.

Клетка для птицы — это дом, поэтому мы можем выстроить некую (не лишенную основания:) логическую цепочку: раз сорока — распутство, неудача и гибель, а клетка — дом, значит Босх намекает на то, что в доме, покинутом странником, царит именно этот порок.

Прямой наводкой служит парочка в дверях, не случайно размещенная художником в «опасной» близости с сорокой…

К тому же если вспомнить, что сам Босх принадлежал еретической секте адамитов, проповедающих возвращение к невинности первых людей в раю, а сладострастные герои его картин неизбежно обрекаются на адские муки, то можно считать эту догадкой близкой к истине.

Чувственные «клубничные» наслаждения приводили его персонажей из райских кущ в мрачные чертоги, населенные невообразимыми демонами — вспомним «Сад земных наслаждений (центральную часть и правую створку).Да и подштанники на окне…

В то время, как крыша почти развалилась, хозяева и гости предаются отдыху без штанов… что это, как не распутный образ жизни во всех смыслах?

Кстати, явных сорок две штуки. В старинной английской песенке рассказывается о пророческих способностях сорок: одна сорока — это печаль, две — радость, три — свадьба, четыре — рождение, пять — крещение, шесть — смерть, семь — небеса, восемь — ад, а девять — дьявол.

На картине есть еще птицы, которых сложно идентифицировать — в небе, в ветвях, на крыше. Если предположить, что это тоже сороки, то их уже шесть, и согласно песенке они пророчествуют смерть оставшимся.

Конечно, это лишь домыслы, к тому же нельзя сказать, как давно появилась песня и знал ли её Босх, живущий в Нидерландах (вряд ли), но интересен тот факт, что современный зритель может прикладывать к картинам и более поздние символы, находя косвенные подтверждения сюжету или новые смыслы.

Раз уж речь зашла о птицах, вернемся к белому лебедю на вывеске. Почему именно лебедь? Не свинья, не собака… Известно, что в средневековых бестиариях лебедь предстает как олицетворение лицемерия и обманчивости внешего вида — прекрасное белое оперение скрывает черное мясо, посему облик противоречит сущности.

Что там и говорить — всем нам известно, что самый распрекрасный снаружи дом может таить внутри боль и отчаяние жильцов, радушный и милый снаружи человек — злобу и ненависть внутри. Времена Босха ничем в этом смысле не отличаются.

И совсем уж незаметная, но такая любимая Босхом… сова. Она почти сливается с листвой дерева, и разглядеть её не просто. Это грустный и страшный символ, излюбленный Босхом. Нагие девицы близки к разврату именно под совой… влекомые бесами души осенены совами… совы сидят на сухих мертвых деревьях и властвуют в аду. И это пристанище порока тоже — «под совой» не случайно.

А тут еще и свинья! Да не одна, а с выводком и кормится хорошо!.. Что же свинья в христианской Европе? Самое что ни на есть подтверждение «сорочьего дома» — символ плотских грехов, чревоугодия, похоти. Если бы Босх избражал не таверну с оторванными ставнями, а ухоженный дом какого-нибудь порядочного семейства, где царит любовь и благоразумие, такая свинья с поросятами означала бы прямо противоположное — материнство, заботу, но контекст — великая вещь. В контексте таверны свинья — явное зло.

А что же сам странник — блудный сын?

Рассмотрим его повнимательней.

30.10.2018 0 4c067 78bd0233 XL 200x244 БЛУДНЫЙ СЫН ИЕРОНИМА БОСХА

 

Худощавая фигура — он явно не переедал и голод или скудная пища ему знакомы не по наслышке.

Фигура «прибита» к земле, это не гордая поступь уверенного в себе человека.

Он рано состарился и поседел, в глазах его — усталость, разочарование, горькая усмешка… надежда.

Голова повернута к покинутому пристанищу и озлобленной «двухцветной» собаке, ощетинившейся, недружелюбно пригнувшей голову…

Собака — символ клеветы, негативный символ. Вся её фигура словно водораздел на картине — именно отсюда её явное недружелюбие к путнику.

Его штаны и вся одежда вообще — в дырах, не очень-то чисты и сильно поношены.

Это не тот гардероб, который имеет смену — в нем спят, где упадут от вина или изнеможения, в нем живут двадцать четыре часа в сутки… За спиной — корзина/котомка (?), в которой все небогатое имущество путника. И этот человек не совсем опустившийся, нет.

В шляпе продето шило и что-то вроде ниток, шкурка убитого пушного зверя — на обмен или продажу на еду и кров в непогоду, из-за пазухи выглядывает что-то, напоминающее оленье копытце (? — в Европе средних веков олень часто противопоставлялся козлу и символизировал уединение и непорочность, с другой стороны убитого оленя можно считать умерщвленным героем).

Среди вещей также ложка, кошель у пояса, да и сама корзина вполне добротная — возможно, заработанная какой-нибудь черновой работой или той же охотой. Нож в ножнах, больное колено заботливо перевязано тряпицей… а вот обувь все же выдает его с головой — туфли на нем разные… — все это случайное, найденное.

И путь ему до отчего дома Босх определил долгий — можно было идти и босиком, да и пейзаж служит здесь не просто фоном, а намеком — велика земля, протащила жизнь лихая блудного сына далече от заботливого отца… Так мог бы символично выглядеть любой человек — найденное, заработанное, случайное, полученное в дар или украденное… в дырах и в то же время с добротной корзиной за плечами… путь по долгому жизненному пути — от греха к радости, от таверны, где незаметно для хозяев рушатся крыши, до любящего Отца Небесного.

Босх был вполне религиозно настроенным творцом, поэтому его «Блудный сын» именно об этом. Не просто иллюстрация библейской истории, а наставление зрителю и напоминание — это про всех, это не конкретные Нидерланды или Германия, или Святая Земля — это весь мир без преувеличений.

Что вполне доказуемо — округлая форма доски прямо указывает на смысловую всеобщность показанного сюжета. Такие уж они были, эти старые мастера ушедших эпох: от формата до самой последней сороки — все имеет смысл и ничего случайного.

30.10.2018 8460712 БЛУДНЫЙ СЫН ИЕРОНИМА БОСХА

 

А почему на крыше кувшин — угадывайте сами…
04.01.2011
(с) Д.Л.

https://anni-manninen.livejournal.com/696643.html